герб Северного округа Москвы
baner baner
Природа откликается на бережное отношение!

Меню


  1. Главная
  2. История
  3. Это интересно
  4. Фотогалерея
  5. Новости
  6. Контакты

Это интересно

     В конце XIX века через Бутырскую слободу и Бутырский хутор начинает ходить паровой трамвай, а затем через Бутырки прошла первая линия московского трамвая — от Страстной площади до Петровского парка. Вообще сначала по маршруту Петровская академия -Бутырская застава планировалось пустить конку. И она даже некоторое время там ходила (с 1886 по 1891 гг). Но дело это было невыгодное - депо находилось далеко, в плохую погоду лошади застревали в грязи среди полей, в вагонах не было отопления. Поэтому в 1891 году конку сменил паровой трамвай. Эксплуатацией линии занималось "Бельгийское акционерное общество конно-железных дорог второй сети". Из Бельгии привезли составы для линии - маленькие паровозики с вертикальным паровым котлом и несколько вагончиков. Вагоновожатый был одновременно и кочегаром: перед поездкой он растапливал котел и паровичок отправлялся в путь. Подбрасывать уголь в топку надо было каждые 15 минут.

     Кондуктором на этом маршруте одно время работал будущий писатель Константин Паустовский. До этого он работал на трамваях "А" и "Б" в центре Москвы,но позже его перевели на линию паровичка. Вот как он вспоминал о своей работе:

     "Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на «паровичок» - паровой трамвай. Он ходил от Савеловского вокзала в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Это была самая легкая, а на кондукторском языке - самая «дачная» линия в Москве.Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара.Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на «паровичке» не было.Я работал на этой линии осенью. Быстро раздав билеты, я садился на открытой площадке и погружался без всяких мыслей в шелест осени, мчавшейся по сторонам «паровичка». Березовые и осиновые рощи хлестали в лицо сыростью перестоявшегося листа."

     Перед отправлением кондуктор дудел в рожок, вагоновожатый давал гудок и паровик отправлялся. Сначала он ехал по Бутырской улице, проезжал мимо пятиглавой церкви Рождества Богородицы. В путеводителях писали, что место это "грязное и вонючее, с едва заметными намеками на растительность". Далее проезжал мимо места, где во время первой мировой войны была расквартирована пешая Тульская дружина. Для нее по проекту архитектора Федора Шехтеля в 1915 году на средства ополченцев построили деревянную шатровую церковь.В последствии она сгорела, но ее восстановили, правда, по сравнению со старинными фотографиями, с небольшими изменениями.

храм Николая Чудотворца     остановочный павильон паровичка

    Пройдя через парк, можно дойти до трамвайной остановки "Красностуденческий проезд". Тут находится единственный сохранившийся до наших дней остановочный павильон паровичка. Несколько раз его разоряли вандалы, несколько раз он горел, но каждый раз его ремонтировали и приводили в приличный вид.

    В 1899 году Бельгийское общество параллельно паровичку открыло первую в Москве электрическую трамвайную линию - от Бутырской заставы, по Верхней и Нижней Масловкам до Старого Петровско-Разумовского проезда. Какое-то время трамвай и паровичок существовали вместе. Но в июне 1922 года паровичок прекратил свое существование. Один из очевидцев этого так вспоминал происходившее: "Проводы паровичка на покой состоялись в летний полдень. Студенты украсили его венками из сосновых лап и цветов, до отказа заполнили все его вагончики и вместе с профессором академии А.Фортунатовым запели сочиненный им еще в 1891 году гимн академии. Затем с песнями и громкими криками проводили паровичок до Бутырской заставы - его конечной остановки в Москве".

Hosted by uCoz